Арбитражный процесс
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными конституционными законами.
РЕКЛАМА




Правовое регулирование арбитражной системы

Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., № 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики.

В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР б мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1924 г., № 62, ст. 618), которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса

В Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик (СЗ СССР, 1924 г. № 23, ст. 203) указывалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР; Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний.

Постановлением Совнаркома СССР от 20 марта 1931 г. № 229 "Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах" было установлено, что все споры, возникающие между хозорганами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами Госарбитража (СЗ СССР, 1931, № 18, ст. 166).

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 (СЗ СССР, 1931, №26, ст. 203) было утверждено Положение о государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений.

СНК СССР принял постановление от 6 декабря 1931 г. (СЗ СССР, 1931г., №70, ст. 470), которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государствен­ные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.

С развитием народного хозяйства и договорных связей между предприятиями и организациями компетенция органов государственного арбитража продолжала расширяться. В частности, постановлением Совнаркома СССР от 19 декабря 1933 г. "О заключении договоров на 1934 год" (СЗ СССР, 1933 г., № 73, ст. 445) на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем; постановлением СНК СССР от 5 декабря 1939 г. "О заключении договоров на 1940 год" (СП СССР, 1939 г., № 58, ст. 618) на Госарбитраж было возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.

С принятием постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953г. №768 "О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" Государственный арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1954 г. № 1153 "О Государственном арбитраже" Государственный арбитраж был выделен из Министерства юстиции СССР и подчинен непосредственно Совету Министров СССР.

23 июля 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление № 824 "Об улучшении работы Государственного арбитража" (СП СССР, 1959г., №15, ст. 105), которым было определено, что главной задачей государственного арбитража является активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1960 г. № 892 было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР (СП СССР, 1960 г., № 15, ст. 127), На основании этого Положения Советы Министров всех союзных республик в 1960-1961 гг. утвердили Положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

Совет Министров СССР принял постановление от 7 августа 1970 г. № 646 "О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве" (СП СССР, 1971 г., № 15, ст. 122). Этим постановле­нием определялись основные задачи органов арбитража в условиях экономической реформы, уточнялась подведомственность споров, вносились существенные изменения в некоторые нормы арбитражного процесса, давались поручения компетентным органам о разработке и представлении Правительству предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов арбитража и порядка разрешения хозяйственных споров между предприятиями и организациями.

Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. постановления № 60 "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража". Этим постановлением было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим постановлением также был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений госарбитражей.

Тем же постановлением было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, а Советам Министров союзных республик поручалось по согласованию с Госарбитражем СССР утвердить положения о государственных арбитражах в союзных республиках. Эти положения были утверждены в 1974 году.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.

Таким образом, органы Госарбитража впервые в истории советского государства были преобразованы в конституционные органы, и их деятельность по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией, что было обусловлено мероприятиями по совершенствованию хозяйственного механизма, повышением роли органов Госарбитража в народном хозяйстве.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР "О государственном арбитраже в СССР", который был введен в действие с 1 июля 1980г. Этим Законом определялись задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

В соответствии с Законом СССР "О государственном арбитраже в СССР" Совет Министров СССР своим постановлением от 5 июня 1980 г. № 440 утвердил Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами и Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, которые были введены в действие с 1 июля 1980 г. Советам Министров союзных республик поручалось по согласованию с Государственным арбитражем. СССР утвердить положения об органах государственного арбитража в союзных республиках. Такие положения были утверждены в 1980-1981 гг.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти,

Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).

Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет   в   предусмотренных   федеральным   законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное   законодательство    к   ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Принятие названных Законов ознаменовало собой качественно новый этап в реформировании системы арбитражных судов, создало правовую базу для их деятельности в новых социально-экономических условиях.

В частности. Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 июля 1995 года, установил, что все арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (ст. I).

Этим же Законом определена новая трехзвенная система арбитражных судов, что принципиально отличает ее от прежней, двухзвенной системы. Появилось "среднее" звено в этой системе, которое представляют 10 федеральных арбитражных судов округов, призванных осуществлять проверку решений арбитражных судов в кассационном порядке.

Знаменательно, что только само по себе создание арбитражных судов кассационной инстанции, но и то, что тем самым была предпринята первая попытка создания структуры арбитражных судов,  не  связанных  с  административно-территориальным делением, что является одной из гарантий судебной защиты. Повышению уровня обеспечения гарантий судебной защиты способствует и введение апелляционного порядка пересмотра решений арбитражных судов.

С принятием нового законодательства об арбитражных судах Высший Арбитражный Суд Российской Федерации получил возможность сосредоточиться на реализации своих основных конституционных функций по осуществлению судебного надзора в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах за деятельностью арбитражных судов и даче разъяснений по вопросам судебной практики.

Исходя из этих функций, определен состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Пленум, Президиум, судебные коллегии.

В арбитражных судах также созданы президиумы и судебные коллегии.

Предоставленное Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право законодательной инициативы реализуется через Пленум, который решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой.

Арбитражный процесс также претерпел большие изменения в связи с последовательной реализацией в нем  принципа состязательности. Инициатива суда сведена до минимума, стороны самостоятельно распоряжаются предоставленными им правами.

Практически исключен досудебный порядок урегулирования споров как обязательное условие для обращения в арбитражный суд.

Предусмотрена возможность привлечения к рассмотрению дел в арбитражном суде первой инстанции арбитражных заседателей из числа лиц, обладающих специальными знаниями и опытом  работы  в  сфере  предпринимательской  и  иной экономической деятельности.

Введен протокол в судебном заседании.

Эти и другие процессуальные гарантии защиты прав и законных интересов сторон в арбитражном суде свидетельствуют о фактическом   завершении   процесса   превращения   бывших государственных арбитражей в полноправные судебные органы, нашедшие свое место в единой судебной системе Российской Федерации.

Принятие Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 1997 года, создало надежную правовую основу деятельности арбитражных судов в качестве органов судебной власти, образующих триединую судебную систему, обеспечило их самостоятельность и независимость от других судов и иных органов государственной власти.

             

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100